- воздух набирать через нос;
- вдох делают короткий, но сильный;
- плечи не поднимать;
- выдох осуществляется через рот, он должен быть длительным и плавным, без резких толчков;
- необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
- не повторять много раз подряд упражнения, так как
это может спровоцировать головокружение.
У большинства дошколят с первого раза проделать это все правильно не получается. Чтобы помочь им освоить дыхание во время говорения, упражнения проводятся в игровой форме. Игровые упражнения выполняются как индивидуально, так и в группе детей. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. Игровые упражнения на развитие речевого дыхания детям выполнять нелегко. Поэтому, перед игрой ставится какая – то задача или цель и вводится элемент соревнования. Например, «Чей кораблик приплывет раньше?». Это повышает интерес детей к играм. Во время игр используется как специальный инвентарь, так и простые подручные средства. Это мыльные пузыри, воздушные шары, бумажные кораблики, метелочки из нарезанной на полоски цветной бумаги и елочного «дождика», свистульки, кусочки обычной ваты и бумажных салфеток, осенние листики из цветной бумаги, разноцветные карандаши (для начала используем круглые, в дальнейшем берем ребристые) и многое другое. Полученный результат необходимо закрепить. Большие помощники логопеда – это родители ребят. Родители дома выполняют упражнения в игровой форме и в соответствии с рекомендациями логопеда. Ведь правильно сформированное речевое дыхание у ребенка – это база для правильного развития речи.
Учитель – логопед Горшкова Т.Л.